Главное меню

III международный фестиваль «Один и все!»

Один за всех

Осенью 2009 года театральный сезон в Волгограде начался фестивалем моноспектаклей (театров одного актера) «Один и все».

Лично я раньше видела актера один на один с залом только на творческих встречах. Не скрою, с трудом могла представить, как артист сможет сыграть целый спектакль, в котором несколько персонажей. Не каждый согласится, а вернее сказать, решится на этот шаг. Во время игры рассчитывать приходится только на себя.

Меня же как человека, который первый раз был на подобном мероприятии, мучил один, почти гамлетовский, вопрос: сможет или не сможет… актер удержать внимание зрителя на протяжении часа? Приблизительно столько в общей сложности идут моноспектакли. Ответ оказался утвердительным. Более того артисты показали, что моноспектакли могут существовать в самых разных жанрах и стилях.

Руководитель фестиваля Зинаида Гурова знала кого приглашать. Почти все актеры – мастера высочайшего класса - заслуженные артисты и деятели искусств, причем не только России, но и Польши, Литвы, Украины и Калмыкии. Всего в афише фестиваля значилось 12 спектаклей. Сама Зинаида Гурова представила два своих спектакля - премьеру «Незабываемое» и «Старосветскую любовь» по Гоголю.

Как Гуровой удается быть сразу в двух ипостасях - организатора фестиваля и актрисы? Загадка. Может быть, потому что она умеет видеть цель и не замечать препятствий. А целей у фестиваля было несколько, признается Зинаида Тихоновна: «Во-первых, хотелось познакомить публику с новыми спектаклями и интересными актерами. Показать нашему зрителю, что моноспектакль способен подаваться в весьма интереснейшей интерпретации. Во-вторых, вдохновить деятелей и любителей искусства к культурному обмену. И в-третьих, хотелось объединить все наши театры. В этом году местом проведения фестиваля стали сразу несколько сценических площадок - Центральный концертный зал, Областной кукольный театр, ТЮЗ, Царицынская опера, Волгоградский Театр Одного Актера, Дом Профсоюзов и даже его веранда. Словом от огромного зала до подвальчика. К сожалению не все коллеги «по цеху» нас поддержали. Сложные переговоры были с ТЮЗом. Зато руководитель ЦКЗ Виктор Кияшко предоставил свою сценическую площадку совершенно на безвозмездной основе».

«Однако, - признается Гурова, - без финансовой поддержки областной администрации, в частности зам. губернатора по культуре Василия Ивановича Галушкина и областного комитета по культуре фестиваль вряд ли бы удалось провести на таком высоком уровне».

И все же в том, что уже третий фестиваль моноспектаклей проходит в Волгограде в первую очередь заслуга самой Зинаиды Гуровой. В ее ведении находилось буквально все: от личной встречи гостей на вокзале, размещения в гостинице, организации питания до ежевечерних обязательных обсуждений спектаклей. Зинаида Тихоновна как Фигаро успевала побыть везде, внимательно смотрела спектакли, общалась с гостями, давала интервью СМИ, согласовывала время репетиций и даже заботилась об обеспечении актеров необходимым реквизитом. Например, ей пришлось объехать несколько магазинов в поисках 12 вилков капусты определенных размеров, которые нужны были для спектакля украинской актрисы Лидии Данильчук, а еще до полуночи вместе с актером Петром Кондратом из Польши искали специальные дрова и смесь для розжига огня необходимые для его представления на площади.

В первый фестивальный день волгоградская публика заслужено рукоплескала актеру, сценаристу из С.-Петербурга Игорю Ларину,Сценарист из С.-Петербурга Игорь Ларин сыгравшего спектакль «Мой первый друг» по воспоминаниям Пущина . На сцене минимум декорации (стул, и большой лист, в качестве плаката - исписанный листок Пушкина), поэтому все ситуации переданы в основном с помощью актерской речи, мимики и жестов. На представление пришло много старшеклассников, и после спектакля я услышала как молодые люди задавали сопровождающему их педагогу вопросы о лицее и лицеистах. Так что можно с уверенностью сказать, что в воспитании и обучении нашего молодого поколения этот спектакль сыграл свою положительную роль и пробудил интерес не только к поэту и его стихам, но и к близким друзьям Пушкина.

Актер Владимир ТышлыкинВторой день фестиваля был очень насыщенным. Зрители смогли увидеть 5 постановок. Не прошёл незамеченным детский кукольный спектакль «Соловей». Маленьким зрителям спектакль понравился. По ходу действия они бурно переживали за героев сказки. Кукольный спектакль заинтересовал экспертный совет фестиваля. Как заметил президент ассоциации фестивалей театров одного актера МИТ – Юнеско Валерий Хазанов: - Кукольный жанр редко присутствует на наших фестивалях, а жаль, на мой взгляд, это очень интересно.

Спектакль, который жюри с нетерпением ожидало, был «Холстомер». Актер самарского театра «Актерский дом» Олег БеловСценическую версию знаменитой повести Льва Толстого представил на суд зрителей актер самарского театра «Актерский дом» Олег Белов. Артист не скупился на выразительные средства, передавая страдания несчастного животного, непонимающего, почему люди так жестоко обошлись с ним. Игра актера великолепна. Однако жюри фестиваля были разочарованы режиссурой. Заслуженный деятель искусств Украины, режиссер и театровед Ирина Волицкая поделилась впечатлениями: «В спектакли есть интересные моменты и придумки. Однако режиссура и актер существуют отдельно».

На фестивале была представлена даже своя моноопера – по мотивам Франсиса Пуленка «Человеческий голос» в исполнении волгоградской певицы Анны Девяткиной. Созданная в 1958-м на литературной основе монодрамы Жана Кокто опера Пуленка исполняется не так часто. «Потому, что моноопера это безумно трудный материал. Сложно почти час в напряжении держать слушателей соло-вокалом» - пояснил художественный руководитель Каунасского камерного театра Станиславас Рубиновас. Режиссер и театровед Ирина Волицкая добавила: «К сожалению, опера со времен Вагнера не движется вперед. Да , голос прекрасный, слушать приятно, но драматизма постановке явно не хватило. Где Кокто? Где игра?»

Представление «Гамлет 24 часа» состоялось под открытым небом, на уличной веранде Дворца профсоюзов. Несмотря на то, что были приняты все меры пожарной безопасности, собраны разрешения от различных административных структур, однако стражи порядка намеривались запретить действо, так как беспокоились, чтобы «актёрские штучки» с огнем случайно не спалили известное всем волгоградцам здание облсовпрофа. Спектакль оказался на грани срыва. Пока руководитель фестиваля Зинаида Гурова вела переговоры, Кондрат решил отрепетировать фрагмент из пьесы и проверить настройку звука. Этот странный иностранец буквально ошарашил нашу доблестную милицию своей экспрессией, когда он сперва начал что-то говорить по-польски, затем добежал с факелом до фонтана и с криком вернулся назад. Видимо этот момент репетиции стал весомым аргументом в пользу того, чтобы спектакль состоялся.

Представление началось, когда на город упали сумерки. И хотя спектакль шел исключительно на польском языке, зрители не расходились, наоборот, с каждой минутой их становилось все больше. Один из очевидцев посчитал, что если в начале спектакля за игрой «уличного актера» наблюдало около сотни любопытствующих, то к концу спектакля «мобильный уличный зрительный зал» насчитывал никак не меньше 350-400 человек.

Спектакль «Незабываемое» в исполнении Зинаиды ГуровойЗавершился второй день фестиваля премьерой. Сам спектакль сложный по своей структуре. В нем режиссер В. Кулагин соединил произведения трех авторов. Жизнь семи разных героинь сплетается в единый и многогранный образ русской женщины. Как в калейдоскопе, сменяются короткие, но самые яркие фрагменты биографии героинь. В спектакле звучит много песен, и частушек военного времени. Они — словно невидимые декорации, на фоне которых проходит война. Даже не оглядываясь на соседей в зале, я ощущала, как ошеломила зрителей встреча с Чистотой, Любовью и Верой того, военного поколения.

После представления, на обсуждении актеры и гости фестиваля много говорили о премьере. Она произвела на них неизгладимое впечатление. Президент ассоциации фестивалей театров одного актера МИТ – Юнеско Валерий Хазанов задумчиво сказал: «Действительно сколько их простых русских женщин, которые ждали своих любимых и родных, не зная живы ли они, приведет ли Бог снова встретиться, страдали, голодали, растили детей и ждали, ждали...» Жюри фестиваля отметило особую атмосферу спектакля и великолепную игру актрисы. Заслуженный деятель искусств Украины Ирина Волицкая подметила как «Зинаида Гурова очень изящно и артистично работает с реквизитом, а играет так, словно кружева плетет».

Вероятно, мое мнение будет субъективным, но хотелось отметить, фестивальная афиша была выстроена так, что с каждым днем спектакли были все интересней. Как известно публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не самую пьесу: пьесу можно и прочесть. Я наконец-то получила те впечатления, которые всегда жду от театра и очень редко дожидаюсь. Третий день фестиваля преподнес также немало приятных сюрпризов.

Актриса Нижегородского театра драмы Наталья Кузнецова Актриса Нижегородского театра драмы Наталья Кузнецова перед спектаклем заметно волновалась.Постановка по мотивам произведений Фёдора Абрамова «Запев Мадонны с Пинеги» одна из самых интересных работ режиссера Владимира Кулагина, однако спектакль статичный.

Подобные постановки созданы для малых залов, где актеру проще установить контакт со зрителем. Наталья Кузнецова переживала: как будет смотреться представление в зале на 250 мест и как его воспримут. Переживания актрисы оказались напрасными. Судя по реакции зрителей, пьеса затронула их сердца, хотя на спектакле было немало молодых людей, для которых советский период - время далекого прошлого.

Стоит отметить, что на всех фестивальных показах было много молодежи. «Это очень важно, так как приходит новое поколение, которое учится ценить высокое искусство» - считает художественный директор международных Врословских Встреч Театров Одного Актера Веслав Герас.

Приятно удивила Актриса Людмила Мансурова актриса Людмила Мансурова из Элисты. Моноспектакль «Я жду тебя любимый» оставил у зрителей и жюри очень теплое впечатление. Актриса очень точно передала, созданный ею образ. В Мансуровой так много экспрессии, что ей просто не хватало места на подмостках маленького зала кукольного театра. Озорной и смешной «женский» взгляд на жизнь был интересен не только женской аудитории, но и мужской половине зрительского зала, а также членам жюри.

Последний день фестиваля открыл спектакль «Ричард после Ричарда» режиссера Ирины Волицкой и украинской актрисы Лидии Данильчук. Зрелище необычное, непривычное для нашего зрителя, но весьма привлекательное. Настоящее шоу. Этот своеобразный «Ричард из Львова» одновременно говорит на украинском, английском, немецком языках. Театральное солнце сияет кинжалами. Ричард (Л. Данильчук) вытряхивает из черного одеяла на пол кочаны капусты. Это срубленные головы родственников, друзей и соратников короля. Ричард разговаривает с ними, а потом берет ножи и неистово «рубит на капусту». Этот хруст звучит подобно хрусту костей.

После спектакля зрители делились друг с другом впечатлениями. Один молодой человек сказал: «Слова понял не все, но смысл – ясен и само зрелище завораживает». Другая зрительница выходила из зала со словами: «У меня прямо мурашки по коже пробежали, когда она сначала пела колыбельную и гладила два маленьких кочана, как будто детей ласкала, а потом занесла над ними ножи и начала неистово их крошить».

Художественный руководитель Каунасского камерного театра режиссер Станиславас Рубиновас, и его сын, Александрас Рубиновас, показали волгоградцам свою работу "Спектакль после спектакля". Представление построено так, что в игру невольно вступают и сами зрители. При этом не все сразу понимают, что представление уже идет. По замыслу, действие начинается сразу после того как закончился воображаемый спектакль. Один молодой человек, к которому Рубиновас в самом начале обратился с вопросом: «Почему у вас такой скучающий взгляд, наверное, вам не понравился мой спектакль?» - решил в свою защиту высказать пару критических замечаний. Меня актер попросил выйти из зала, чтобы посмотреть «не ушла ли та пожилая пара, которая с таким интересом смотрела спектакль». Так на некоторое время мы зрители стали актерами.

Сам актер на глазах публики ещё раз возвращается к сыгранным пьесам и размышляет. Что удалось? Что не получилось? Почему? Что и кто мешает актеру сыграть так, как он чувствует? Падающие номерки, мобильный телефон, тренькающий во время спектакля или муха, летающая по сцене и отвлекающая на себя внимание зрителей, а может та девушка, в первом ряду, в короткой юбке.

Заключительным аккордом фестиваля стал спектакль«Старосветская любовь» по Н. Гоголю, в исполнении Зинаидой Гуровой. Его хорошо знают не только в Волгограде и России, но и за рубежом. Он является лауреатом Международных фестивалей спектаклей одного актера в Москве и во Вроцлаве.

Спектакль «Старосветская любовь» Зинаида ГуроваЗинаида Гурова очень трогательно передает диалог двух старичков хлопотуньи Пульхерии Ивановны и «большого ребенка» Афанасия Ивановича о том, "не покушать ли коржиков с салом, или пирожков с маком, или рыжиков соленых" , а так же поддразнивающие невинные беседы в духе "а что, Пульхерия Ивановна, если бы вдруг загорелся дом наш, куда бы мы делись"? По ходу пьесы Пульхерья Ивановна(Гурова), угощала зрителей настоящими пирожками, и давала отведать своей спиртовой настойки. Этот спектакль умный, милый, щемящий, по сути, является гимном вечной любви. Даже те участники фестиваля, которые видели его ранее с удовольствием посмотрели еще раз и отметили, что у себя дома Гурова играла еще лучше, еще душевнее.

Завершился фестиваль чествованием и награждением всех участников. По мнению президента ассоциации фестивалей театров одного актера МИТ – ЮНЕСКО Валерия Хазанова, фестиваль удался, а зрители увидели огромный потенциал и возможности монотеатра.

Художественный директор международных Врословских Встреч Театров Одного Актера Веслав Герас отметил: «Мы в этом году проводим уже 43 фестиваль моноспектаклей у себя во Вроцлове, Гурова делает только третий, но я потрясен, по сравнению с первым фестивалям прогресс огромный. Могу с уверенностью сказать, что этот фестиваль прошел на очень высоком уровне».

Итак, разъехались гости, все зажили повседневной жизнью, но остались много впечатлений и приятных воспоминаний. И нам остается ждать следующего уже четвертого фестиваля «Один и все!». Славная эпоха театров одного актера обязательно продолжится новыми интересными именами и постановками.

М.Алексанренкова