Дорогие друзья !
Нынешний год лично для меня был полон сюрпризов, большинство из которых приятные и удивительные. Несколько лет назад мне очень повезло попасть со своей институтской группой на мастер — класс по сценической речи и актерскому мастерству к замечательному человеку и талантливейшему профессионалу, заслуженной артиске РФ, Зинаиде Гуровой. Кто бы мог ожидать, что через какое-то время я буду работать с ней в одной творческой команде Волгоградского «Театра Одного актера»!
И вот 6 октября состоялось долгожданное открытие нового театрального сезона. Да не простого, а юбилейного. Тридцать лет этот уникальнейший театр гостеприимно раскрывает свои волшебные двери для своих любимых зрителей! Так получилось, что мне не удавалось посмотреть все спектакли Зинаиды Тихоновны, видимо, Судьба распорядилась так чтобы я восполнила этот пробел.
Михаил Александрович Шолохов — один из моих любимейших писателей. К сожалению, ряд его произведений сейчас назаслуженно забыт ввиду их «идеалогической» подоплеки. К их числу относится и роман «Поднятая целина». Почему-то принято рассматривать его с точки зрения пропаганды колхозного строя и не заглядывать глубже, вникая в суть трагедии судеб его героев. Молодой драматург В. Карев поддержал идею Зинаиды Тихоновны об инсценировке этого романа и возвращению его из незаслуженного Небытия.
Лушка... Жена Макара Нагульнова. Казалось бы незначимый, проходной персонаж, а какая глубина характера, какой трагический образ!..
Итак, дорогой зритель, раздается третий звонок, свет в зале медленно тухнет, и Стрела времени переносит нас в послереволюционные годы, годы становления первых коллективных хозяйств в нашей стране, а Проводником в Прошлое становится Ее Величество Актриса, которая выходит из зрительного зала в костюме нашей современницы. На сцене тоже представлена связь времен: современная ширма, телефон на стеклянном столике, в глубине - детская лошадка (символ неудавшегося материнства Лукерьи), на вешалке старинный казачий костюм... Подвесные колокольчики, словно души любимых Лушкой мужчин, постоянно возникают перед ней по ходу действия.
Любви хочется, любви!.. А кругом слезы, кровь, война, война беспощадная: сын против отца, брат против брата... Все мужчины ее заняты борьбой: Тимофей мстит за трагедию своей семьи, муж Макар «женат на Мировой революции», председатель Давыдов дорожит партийной честью и собственной каръерой. Откуда взяться простому бабьему счастью? «Эх, мужики, мужики... Носят вас, бабы под сердцем, таких крохотулечек, рожают в муках, вырастаете вы сильными, смелыми... И на ЧТО же вы тратите силу свою? Друг друга ЖИЗНИ лишаете? ДАР -то какой небывалый — ЖИЗНЬ!» Эту мысль в отчаянии произносит главная героиня в заключительном монологе. Зал затих, у многих на глазах поблескивают слезы. Шолохов, Великий Шолохов предстает совершенно в другом понимании. А ведь мы толком и не знаем его. Какой же нужно иметь талант, чтобы увидеть невидимое в известных всему миру страницах!
Последние аккорды...финальный поклон... А зрители не уходят. Они как завороженные смотрят на сцену. Апплодисменты, цветы, крики «браво». И это — дань таланту актрисы, режиссера, сценографа Зинаиде Гуровой. Мне очень повезло, что я окунулась в эту атмосферу Творчества, Мастерства Желания, действительно исполняются, если они добрые и если стоит очень этого захотеть!
Эллина Глазунова