Главное меню

Биография

Сто ролей Зинаиды Гуровой

Заслуженная артистка Российской Федерации Зинаида Тихоновна Гурова родилась на Кубани в станице Удобная, затем в детском возрасте оказалась в холодном Зауралье, в Омcке.

В 15 лет поступила в театрально-драматическую студию при театре. Первыми наставниками Зинаиды Гуровой оказались признанные мастера сценического искусства: режиссер Заслуженный деятель искусств В.Соколов и народная артистка СССР Т.Найденова.

Свой творческий путь молодая актриса начала в труппе Омского музыкального театра, выступив в таких спектаклях, как «Пакет из Африки» В.Баснера в роли Тани Юнкоровой, «Севастопольский вальс» И.Дунаевского в роли Зиночки и др.

Однако, ее актерский диапазон оказался значительно шире этих ролей. Она с не меньшим успехом выступает в ролях другого плана, исполняет лирическую Мари и острохарактерную Брунгильду в оперетте «Москва-Париж-Москва» В.Мурадели.

Актриса Зинаида Гурова с самого начала своего творческого пути отличается необычайным трудолюбием и неиссякаемой работоспособностью. Работая в театре, она закончила музыкальное училище по классу вокала и хорового дирижирования. Выдержав конкурс, прошла в стажерскую группу Московского государственного театра оперетты. После шести месяцев работы в ней приняла предложение перейти в Карагандинский театр оперетты.

Потом был Саратовский театр. На подмостках музыкальных театров Зинаида Гурова сыграла 50 ролей, оставаясь разноплановой актрисой: зажигательная Пепита в «Вольном ветре» И.Дунаевского и в нем же – рассудительная Мона (в вокальном диапазоне эти роли тоже полярны), глупая Злючка и прекрасная Золушка в спектакле Е.Шварца «Золушка», Лотта («Мой безумный брат» Г.Цабадзе), Вика Шумилова («Требуется героиня» В.Баснера»), Стаси («Сильва» И.Кальмана), Анита («Поцелуй Чаниты» Ю.Милютина) и др.

Природная внешность и внутренняя одаренность, глубокий психологизм З.Гуровой наиболее ярко раскрылись на подмостках Горьковского (Нижегородского) областного драматического театра в спектаклях самых разных жанров и стилей, в ярких по актерским решениям сценических образах классического и современного репертуара.

В 1981 году Зинаида Гурова поступила в Ярославский театральный институт (курс народного артиста СССР Ф.Е.Шишигина) и успешно закончила его в 1985 году. Особое место в творческой биографии актрисы заняли такие роли, как глубоко драматическая, со сложной судьбой Полина в «Фальшивой монете» М.Горького и Василиса «На дне», властолюбивая Клементина в пьесе «Забыть Герострата» Г.Горина, коварная леди Мильфорд в драме «Коварство и любовь» И.Ф.Шиллера, изящная, комедийная Прюнетта из «Французских водевилей» Э.Лабиша, бунтующая Параша в «Горячем сердце» А.Островского, экстравагантная, неожиданная по решению характера Диана – «Брак по-итальянски» Эдуардо де Филиппо. Можно добавить и бывалую, своенравную Варьку – «Муж и жена снимут комнату» М.Рощина…

В 1983 году Зинаида Гурова была приглашена в Волгоградский драматический театр им. Горького. На его сцене своими актерскими работами талантливая актриса продолжала бороться за красоту человеческих отношений в спектаклях «Майдан на дне песчаной пади» Э.Калоч (докторша), «Дикарка» А.Соловьева – А.Островского (Марья Петровна), «Авантюристка» Э.Брагинского (Валя).

Даже в своих отрицательных ролях, таких, как Советница («Бригадир» Д.Фонвизина), Хапугина («Хоттабыч» Л.Лагина, Ю.Энтина) у актрисы отчетливо видна позиция художника, ее непримиримое отношение к пошлости, сытости, мещанству. Одна из главных особенностей этой актрисы – ее голос, великолепная дикция, ясная, чистая, музыкальная по богатству интонаций и оттенков. Она очень лирична и обаятельна в роли Лауры («Дама сердца прежде всего» П.Кальдерона), глубоко правдива в ее исполнении Вера в спектакле «Звезда немого кино» И.Ольшанского. Незабываема Зинаида Гурова в роли классической героини Марии («Мария Тюдор» В.Гюго).

Более 100 ролей сыграно актрисой в театрах России.

В волгоградском областном драматическом театре имени Горького способности Зинаиды Тихоновны заметили преподаватели сценической речи из Школы-студии МХАТ, приглашенные в театр для занятий с актерами. По совету профессора Школы-студии Ольги Фрид Зинаида Гурова поступила во Всесоюзную научную лабораторию по сценической речи при Союзе театральных деятелей под руководством доктора искусствоведческих наук А.Н.Петровой и профессора О.Ю.Фрид. Здесь волгоградская актриса получила навыки сценической речи на примере ведущих мировых школ актерского мастерства: немецкой, английской (шекспировской), голливудской, а также лучших отечественных школ, прошла мастер-класс у известных актеров, мастеров художественного слова. Полученное образование дает право Зинаиде Гуровой преподавать сценическую речь в театре и театральных учебных заведениях. Но самое главное, что дало Зинаиде Тихоновне очередное образование – особое, трепетное отношение к сценическому слову, что, без сомнения, во многом предопределило будущее направление ее творческой деятельности. В театре одного актера, как ни в каком другом театре, выразительный голос и профессиональное владение речью – важнейшие слагаемые успеха. Театр Зинаиды Гуровой – яркое тому подтверждение.

НАЕДИНЕ СО ВСЕМИ

К созданию своего театра Зинаиду Тихоновну подтолкнули суровые жизненные обстоятельства. 1 сентября 1988 года по решению областной власти – исполкома областного Совета народных депутатов труппа волгоградского драматического театра имени Горького был расформирована. В жизни Зинаиды Гуровой наступил переломный период – время серьезного выбора. Любовь к театру, накопленный творческий потенциал и неуемная натура не позволили Зинаиде Тихоновне уйти из профессии. Она решилась на невозможное – создала собственный театр. Так в 1989 году в Волгограде родился Театр одного актера. Он открылся спектаклем «Святая правда» по стихам и письмам Анны Ахматовой.

Зинаида Тихоновна выбрала наиболее сложную ипостась актерского ремесла – моноспектакли. Здесь не спрячешься за декорации, за партнера. Актер один выстаивает хрупкую конструкцию театрального действа. Вот почему работать в этом жанре решаются лишь мастера высочайшего класса.

Зинаида Тихоновна сама стала писать инсценировки, выступая и автором, и исполнителем одновременно. Ее спектакли, в которые она вкладывает весь свой богатый творческий опыт, рассчитаны за зрителей любого возраста. В своем театре актриса открыла новый список сценических образов, сыгранных ею один на один со зрителями. Она неизменно глубока и блистательна в постановках «Святая правда» на стихи А.Ахматовой, «душа поэта» на стихи и письма М.Цветаевой, «Материнское поле» (Ч.Айтматов), «Письма из Сталинградского котла» (Б.Брехт), «Душечка» (А.Чехов) и многие-многие другие. За 23 года жизни Театра одного актера было создано 25 оригинальных моноспектаклей, самых разных по жанру и стилю.

Зинаиду Гурову знают и любят жители областных городов, далеких хуторов и станиц. Спектакли волгоградского Театра одного актера шли в Москве, Санкт- Петербурге, Вроцлаве (Польша), Севастополе, Баку, Перми, Краснодаре, Анапе. Почитатели таланта Зинаиды Гуровой есть в Украине, Белоруссии, Калмыкии, Болгарии, Чехии. Она часто выступает с благотворительными концертами в частях вооруженных сил и МВД России. Так, например, в период трагических событий, связанных с Карабахом, актриса бесстрашно приняла приглашение Бакинского Театра дружбы выступить со спектаклями в Баку. Она сыграла в театре, в школах и вузах города спектакли «Святая правда» А.Ахматовой, «Душа поэта» на стихи М.Цветаевой и моноспектакль «Театр – любовь моя».

Зинаида Гурова является инициатором, организатором и членом жюри международного фестиваля театров одного актера «Один и все», который с 2005 года проводится в Волгограде раз в 2 года и стал для нашего города доброй традицией. Фестиваль «Один и все» вошел в европейскую сеть фестивалей одного актера под эгидой ЮНЕСКО.

Актриса Зинаида Гурова всегда современна и актуальна. Она интересна всем – элитным эстетам и простым людям, не избалованным театральными зрелищами. Главный секрет ее творческого долголетия и успеха – любовь к зрителям. В каждой своей роли она ведет честный, искренний «разговор» с сидящими в зале людьми и неизменно находит отклик в их сердцах.