Главное меню

Два эксперимента в юбилейном сезоне

1999 год в театральной жизни Волгограда стал юбилейным. 10-й сезон открыл популярный, любимый многими волгоградцами Новый экспериментальный театр или сокращенно НЭТ - аббревиатура, не сходящая с уст туже целого поколения молодых поклонников сцены.

Интересно, как возникло это название? Я представляю себе такую картину. В обширном, прокуренном кабинете Отара Джангишерашвили - Создателя и Художественного руководителя театра (именно так - с большой буквы его именуют в программках и на афишах) - собрались впервые подвижники народного артиста России. Робко предлагают свои варианты названия.

- Отар Иванович, может быть, новый драматический театр?

- Нэт.

- А если - молодежная антреприза?

- Нэт. - По-моему, звучит хорошо

- Русский молодежный театр имени Шота Руставели.

- Нэт.

И больше не стали спорить.Как сказал Отар Иванович, так и назвали.

О названии волгоградского театра Одного Актера долго не спорили. Оригинальный жанр моноспектакля, выбранный заслуженной артисткой России Зинаидой Гуровой, продиктовал все особенности сценической жизни ее театра, во многом определил судьбу актрисы и режиссера. Сразу же, предупреждая вопросы внимательных чиателей, отвечу: связь между Гуровой и НЭТом самая непосредственная.

Дело в том, что оба творческих коллектива появились 10 лет назад. И причина, в общем-то, радостного событий была одна и та же. Печальная - развал некогда прославленного драматического театра имени Горького. На этом, собственно, общие черты заканчиваются, и начинаются различия.

Первое - название и жанровая специфика. Действительно, можно ли сравнить обширную театральную труппу

НЭТа, имеющего целый ряд цеховых служб, и театр, где одна актриса объединяет в своем лице и режиссера, и сценариста, и художника, и руководителя, и исполнителя? А почему бы и нет? Ведь в конце концов уровень творчества продолжают определять не количеством, а качеством. И Десять лет - хороший повод не только для традиционного официоза, но и для подведения итогов. НЭТ включил в свое название слово «экспериментальный» не случайно. Эксперимент изначально присутствовал во всех постановках Джангишерашвили. На нас, провинциальных жителей, лишь по наслышке знакомых со столичной сценой, повеяло новизной уже после первых спектаклей - «Ромео и Джельетта», «Иллюзии Дон Жуана», «Эротические опыты графа Альмавивы». Те, кто видел спектакли «Ленкома», почувствовали явное подражание захаровскому стилю, но искушенных театралов было много. Большинство же, оглушенных сценическими эффектами и обилием музыкальной эклетики, с восторгом взирали на яркое действо. Стремясь поразить, ошарашить зрителя, средств и сил не жалели. В результате от фонтанов и водопадов прогнили доски сцены, а некогда новые приемы стали привычными штампами.

Гурова тоже начинала с эксперимента. Атмосфера камерного театра предполагала оригинальное общение со зрительным залом, когда кажется, что доверительная интонация обращена именно к тебе. Отсюда и ощущение собственного участия в действии. Ты переживаешь вместе с Миледи из одноименного мономюзикла Тимура Когана, страдаешь за Россию вместе с матерью из «Материнского поля», глупеешь от этой жизни вместе с Глупостью из «Похвалы Глупости» Эразма Роттердамского. Прошло десять лет, а эксперимент, затеянный Зинаидой Гуровой, становится только интереснее и разнообразнее. Побывав в театре один раз, начинаешь с нетерпением ждать очередную премьеру.

Премьеру 10-го, юбилейного, сезона почитатели таланта Гуровой ждали несколько месяцев. Выпуск моноспектакля «Мой Пушкин» откладывался по разным причинам: отсутствие средств или помещения. Да, до сих пор театр, признанный на всероссийском и международном уровне, не имеет собственной крыши над головой., хотя бы маленького зальчика для небольшое количества человек...

После краха драмтеатра имени Грорького в городе заспорили, кому отдать лучшее театральное здание?

То ли музкомедии, толь ТЮЗу? НЭТ думали «заслать» на Робоче-Крестьянскую, но в конце концов, новый театр, претендовавший на статус областного драматического, обосновался в центре города. Хотя и сегодня многие считают, что к Джангиширашвили и на окраину бы публика поехала.

Недаром режиссер получил столичную премию «За организацию театрального дела». Дело, действительно, поставлено на широкую ногу. Замешано так «круто», что НЭТ сегодня просто театром не назовешь. Это целый развлекательный комплекс (почти «Кристалл»), где вечер отдыха начинается с культурной программы и заканчивается удовлетворением более низменных инстинктов в ресторанах «Ночной Париж» и «Ромео». Переход совершается очень плавно. Ведь порой уровень спектаклей не намного выше эротического шоу.

Кто же все-таки выступает в роли воспитателя. Формирующего вкус - театр или публика? Каждый по-своему отвечает на этот вопрос. Сегодня можно сказать, что Гурова создала. Вырастила своего зрителя. Вдумчивого и легкомысленного, серьезного и веселого, искреннего, переживающего, готового к новому восприятию мира, но нив коем случае не глупого, не равнодушного, не пошлого. Актриса пошла по трудному пути, поднимая зрителей до своего уровня, а не опускаясь до дешевой доходчивости, обеспечивающей популярность любой ценой. Есть своя публика и у НЭТа, преимущественно юная: школьники и молодые люди до 22-х лет. Именно поэтому, анализируя в одном из номеров «Спутника» театральный сезон 1997-98 гг., я предположила вручить театру премию за заслуги в половом воспитании подрастающего поколения. Уже в «Ромео и Джельетте», «женитьбе Фигаро», «маскараде», «Бешеных деньгах» классическая драматургия интерпретировалась в стиле эротических опытов, а в последние годы эта тема заиграла новыми гранями в спектаклях «Мужской род». Единственное число» и «Миллионерша».

Недавно одна знакомая сказала мне: «Ты знаешь, в НЭТе из спектаклей все пошлые сцены убрали». Не знаю, не видела и не представляю, как будет выглядеть постановка, на которой исключены стержневые моменты. Ведь на эротике держали и воспитывали зрителей практически все сценические шедевры НЭТа.

В моноспектаклях Гуровой внешние эффекты никогда не преобладали над мыслью, идеей, а лишь подчинялись актерскому и режиссерскому замыслу. Слово и драматическое мастерство актрисы - два основных инструмента, которых Гуровой достаточно, чтобы перевернуть Вам душу. В моноспектакле по пьесе Р. Атайяда «Мадам Маргарита» актриса сопровождает зрителей такими словами: «Идите домой и подумайте, о чем говорила Мадам Маргарита на уроке».

Похоже, в восприятии сценического искусства не всегда стоит доверять эмоциям. Порой нужно просто подумать.

Е. Николаева (Областная еженедельная газета"Спутник" №14 (1372) 15-21 апреля)