Главное меню

«…Век двадцатый, век необычайный, чем он интересней для историка, тем для современника печальней»

В прошлом веке одной из самых популярных цитат были строчки Николая Глазкова: «…век двадцатый, век необычайный, чем он интересней для историка, тем для современника печальней». Ярчайшей судьбой, которую не раз переломал воистину необычайный век, вместивший две мировых войны, была судьба Марины Цветаевой, гениальной поэтессы и несчастной женщины.

Столько счастья и столько горя, сколько досталось ей, мало кто мог бы вынести. Она не вынесла. Нам кажется, что мы все про нее знаем, помним все ломавшие ее десятилетия- счастливые десятые, бескомпромиссные двадцатые с однозначным выбором «белых рыцарей», скитальческие тридцатые, трагические сороковые… Но стоит начать слушать ее стихи, читать ее письма, тебя каждый раз с новой силой обжигает огонь ее души, сила ее любви и ее страданий. Вот потому сидят, как завороженные, зрители спектакля «Моя Цветаева» в Театре Одного Актера Зинаиды Гуровой. А кто-то наверняка впервые слышит эти ликующие и рыдающие строчки. И уже наверняка не забудет их.

Когда актриса выбирает материал, ищет героиню для очередной постановки, она, конечно, ищет ту личность, которая в чем-то похожа на саму актрису. Темпераментом, страстью, взглядом на искусство как на поступок. И конечно Гурова не могла пройти мимо творчества и судьбы Марины Ивановны. В репертуаре ТОА много ярких постановок, но спектакль о Марине Цветаевой один из самых любимых и зрителями, и самой актрисой. Тут, как говорится, все срослось.

Не случайно Зинаида Тихоновна сама выбрала и сама скомпоновала весь текст, включающий стихи и письма, а также короткие комментарии исследователей творчества гениальной поэтессы. Спектакль сознательно был задуман и сделан с минимумом сценического движения, так, чтобы ничто не отвлекало от слова, от погружения в судьбу, от сопереживания. Больше часа зрители сидят , не шелохнувшись, и в финале, словно очнувшись, награждают актрису долгими, благодарными аплодисментами.

Жизнь Марины Цветаевой продолжается…

Н. Сломова