Главное меню

Кружевные подзоры «Агафьи Тихоновны»

В Волгоградском Театре одного актера состоялась премьера спектакля по мотивам знаменитой пьесы Н. В. Гоголя «Женитьба»

Сложные сплетения характеров, судеб, тайных надежд и явных психологических комплексов, всего того, из чего состоит каждый человек, вплелось в художественную ткань этого спектакля. Эти невидимые миру душевные нити режиссер и художник Ирина Елистратова явили нам в чу- десной сценографии. Маленькая сцена укутана в белый атлас: мягкие стульчики, расшитые подушечки, фестончики и затейли- вые складочки. Подвенечной фатой спускается сверху невесо- мая кисея. Это мир заневестившейся Агафьи Тихоновны, мир ее женских мечтаний и сладких надежд.

Сцена открыта, и зрители могут долго любоваться этой картиной девичьих грез. Но из-за кулис появляется сама героиня. Она тоже в белом, но это простое, скромное, почти обыден- ное платье, да и женщина, вышедшая к нам, чтобы рассказать свою историю, вовсе не девушка-невеста, а взрослая, немного печальная и как бы немного растерянная женщина. Значит, то, что нам предстоит увидеть, у нашей героини не в будущем, а в прошлом.

Историю несостоявшейся женитьбы драматург Алек- сандр Володин доверил рассказать самой Агафье Тихоновне. Той самой, от которой жених сбежал даже не в дверь – в окно! Легко ли пережить такое? Но она пережила и насмешки соседей, и обиду, и боль и даже вышла замуж, правда, за совсем другого, нелюбимого человека. Какая обычная история. Этот спектакль заслуживает большого и подробного разбора, а не короткой рецензии. Но такому разбору место скорее в специальном театральном журнале, а не на газетных страницах. Разбирать новую работу режиссера Сергея Бурлаченко и заслуженной артистки России Зинаиды Гуровой так же интересно, как рассматривать старинные кружева: как неожиданно и изящно сплетаются нити, какой увидишь затейливый узор, если приглядеться… Кружевные подзоры «Агафьи Тихоновны» жая на анекдот. Но Гоголь, а вслед за ним Володин открывают нам целый мир человеческих чувств, сомнений, попыток сближения, непонимания, отталкивания и тихого тайного страдания. И этот мир огромен и значителен. Может быть, и нет ничего его важнее. Час непрерывного монолога. Эту трудную актерскую задачу Зинаида Гурова выполняет виртуозно. Режиссер выстроил для нее целую партитуру сложнейших мизансцен и переодеваний, в которых запечатлен весь путь преображения нескладной девицы-перестарка, гадкого утенка, не верящего в себя, в царевну-лебедь, любящую и любимую. И горький обратный путь – в обыденность, в жизнь, лишенную любви. Привычным жестом убирает она оказавшееся ненужным свадебное ложе с кружевными подзорами, снимает накидку и пышный наряд и садится у того самого окна. Как сквозь сон – явственный, привычный, любимый – вспоминает она первую встречу и вторую, и побег. И снова, и снова кли- чет из окна: «Иван Кузьмич! Иван Кузьми-и-и-ч! Где же вы?». Нет ответа. Никто не знает, почему случилось так, хотя все должно было быть совсем иначе. Вряд ли знает это и сам Иван Кузьмич, который, должно быть, где-то там, за стенами этого маленько- го мира, тоже женился и тоже на нелюбимой. Похоже, не знает этого и сам Николай Васильевич Гоголь. В поисках ответа эту ге- ниальную пьесу ставят уже не первое столетие. И будут ставить, пока не изменится совершенно человек, не превратится то ли в робота, то ли в ангела без крыльев – Бог его знает. «Женитьбу» Гоголя можно сравнить с живописным полотном в духе русских передвижников. Тончайший драматург Александр Володин создал на этот сюжет легкий, грустный этюд акварелью, назвал его «Агафья Тихоновна» и подарил одной из своих люби- мых актрис. А оказалось, что это подарок и нам.

Примем же его с благодарностью всем создателям этого спектакля.

Наталья СЛОМОВА
Газета «Грани Культуры»
19. март 2014 г. №№ 5–6 (93–94) 19.